TW company дает право использовать материалы контента наших статей или делиться с ними
друзьями, указывая активную ссылку на источник - https://twcompany.ru/blog.
А если
Вам хотелось бы поделиться своими мыслями или увидеть статью на определенную тему, то мы с удовольствием
примем предложения по e-mail: go@twcompany.ru
15.06.22
Просмотреть все статьи рубрикиПоделиться:
Тема сегодняшней статьи очень интересна, ведь далеко не каждый знает и понимает, что означает поколение Z. А как вы считаете, что это за люди?
Поколение Z – это умные, современные, продвинутые и хорошо образованные молодые люди. И они об этом знают. Поэтому данная статья написана исключительно для тех, кому придется с ними общаться. А придется со временем всем, потому что первые представители Z уже успели вырасти, повзрослеть и занять свое место в жизни.
К поколению Z относятся люди, родившиеся в 1996-2017 годах. Несложно подсчитать, что родившиеся в 1996-1998 годах уже закончили вузы и колледжи и влились в наши трудовые коллективы. Родившиеся в 1999-2002 учатся, причем многие из них подрабатывают с 1-2 курса, тоже среди нас. Молодые люди 2003-2004 г.р. уже стоят на пороге выбора жизненного пути, а, значит, совсем скоро тоже будут влиять на окружающую нас действительность.
Пройдет каких-нибудь 20 лет, и наша планета будет по факту принадлежать этому самому поколению Z, потому что младшие из них завершат учебу и приступят к работе, а старшие будут занимать ключевые должности во всех отраслях экономики.
Кроме того, через два десятка лет поколение Х почти в полном составе выйдет на заслуженный отдых, а поколение Y будет больше беспокоиться, как бы их не уволили за месяц до того, как они станут предпенсионерами. Что такое поколение Z и чем оно отличается от всех предыдущих? Давайте разберемся подробнее.
Свое обозначение поколение Z получило в соответствии с теорией поколений, разработанной американским историком и писателем Уильямом Штраусом и американским ученым Нилом Хоувом. Теория основана на повторяющихся с определенной цикличностью моделях поведения людей в масштабах истории.
Исходя из того, что средняя продолжительность жизни составляет 80 лет и состоит из четырех периодов длительностью примерно 20 лет (детство, молодость, средний возраст, старость), авторы теории определяют поколение как совокупность людей, которые рождаются каждые 20 лет. Для удобства описания и исследования предложена классификация поколений:
Границы между поколениями условны и для разных государств могут отличаться с учетом внутренних обстоятельств. Например, в США поколением бэби-бумеров считают родившихся после 1939 года, т.е. после окончания Великой депрессии, в России – начиная с 1946 года, т.е. после окончания Великой Отечественной войны и массового возращения мужчин с фронта.
Тем не менее общие тренды в пределах примерно одного поколения совпадают в разных странах, что и предопределило жизнеспособность теории поколений, невзирая на всю достаточно интенсивную критику в научных кругах.
Если говорить о принципиальных отличиях, поколение Z – первое в мировой истории, которое не знает, что такое мир без компьютеров и Интернета. То, что когда-то для их родителей из поколений Х и Y было технологиями будущего, для поколения Z уже давно настоящее и реальный мир, в котором они живут.
Компьютерные технологии как реальный мир, в котором живет поколение Z, вовсе не преувеличение. По данным одного из крупнейших в мире коммерческих банков Goldman Sachs, молодежь может проводить онлайн до 10 часов в сутки. Банк, как вы понимаете, структура, заинтересованная в привлечении клиентов и поиске каналов коммуникаций с ними, так что к их наблюдениям стоит присмотреться.
Разумеется, данные следует воспринимать с поправкой на страну, регион и доступность быстрого Интернета, но в целом тренд цифровизации характерен для всего поколения Z. Границы между онлайн и офлайн для поколения Z весьма условны. Едва ли не все, что происходит с ними в реальной жизни, тут же становится достоянием гласности посредством соцсетей и мессенджеров, которыми молодежь активно пользуется.
Вполне логично, что от всех остальных они ждут того же – открытости и готовности делиться событиями. Желательно, чтобы события были интересными и захватывающими. Это относится не только к друзьям и ближнему окружению – для внешних коммуникаций молодежь выбирает людей и бренды, которые тоже живут в Сетях и дают быструю обратную связь.
Согласно результатам исследования крупнейшего мирового маркетингового агентства Criteo, повальная цифровизация и вовлеченность в онлайн-взаимодействие имеет далеко идущие последствия для развития потребительского рынка. Поколение Z – уже сейчас активные покупатели, невзирая на юный возраст и ограниченные финансовые возможности ввиду отсутствия или не очень большого самостоятельного заработка.
В будущем их доля во всех сегментах рынка будет нарастать, поэтому в перспективе выиграют бренды, готовые коммуницировать через соцсети, мессенджеры, прочие цифровые платформы. И, конечно же, коммуникация должна быть быстрой, интересной и созвучной ценностям поколения Z. В идеале нужно дать потенциальным Z-клиентам возможность чувствовать себя включенными в процесс и жизнь бренда.
Эта проблема будет решаться вполне органично, т.к. в компаниях на должности, связанные с цифровыми коммуникациями, придут все те же представители поколения Z, которые будут говорить с покупателями на одном языке. К теме ценностей вернемся чуть позже, а сейчас – пара слов о поколении Z как о будущих работниках.
Среди представителей поколения Z желающих сидеть в офисе с 9 до 18 будет намного меньше, чем среди ныне здравствующих работников поколения Х и даже составляющих основной рынок труда поколения Y. Учитывая, что поколение Z находится на связи до 10 часов в сутки, всегда есть возможность решить с ними удаленно любой рабочий вопрос.
Поэтому с годами требование постоянного присутствия на рабочем месте будет восприниматься как неадекватное за исключением сфер деятельности, где это подразумевается по умолчанию – продавцы, официанты, пожарные, полиция, врачи, ведущие личный прием и осмотр пациентов.
Все остальное (от дизайна сайта до SMM-менеджмента, от звонка клиентам до подготовки бухгалтерского отчета) вполне можно сделать удаленно, не тратя впустую время на дорогу на работу и используя для своих личных целей более продуктивное дневное время.
Есть вещи, которые объективно можно сделать только днем, например, посещение врача, официальной инстанции, пляжа. Есть вещи, которые удобнее сделать днем, к примеру, пойти в тренажерный зал, когда там не так много народу, в магазин, когда там нет вечерних очередей, в кафе, пока там есть свободные столики и не уставшие от потока клиентов официанты.
Поколение Z уже сейчас очень оберегает свое личное пространство, желая найти баланс между учебой, работой или подработкой и частной жизнью. С этим связана и их нацеленность на результат – они хотят иметь четкие инструкции (что от них требуется) и четкие критерии (что будет считаться результатом, за который платят деньги).
Это весьма серьезно отличает поколение Z от всех предшествующих, которым довелось почти всю жизнь работать от звонка до звонка, а результатом работы как раз и считался сам факт присутствия на рабочем месте. И вот мы снова подходим к теме ценностей – они у поколения Z и всех предшествующих отличаются.
Для многих представителей поколения Х само слово «иностранец» было каким-то потусторонним, означающим другую жизнь и другое измерение. Общение с иностранцами было нормой только для столичных медицинских и технических вузов, где студентов из-за рубежа всегда было много.
Сегодня соцсети и прочие возможности коммуникаций позволяют познакомиться с человеком, живущим практически в любом городе планеты, написать личное письмо рок-звезде или актеру из любимого сериала, посетить концерт или мастер-класс, не выходя из дома.
Все это сформировало поколение, отличающееся большей толерантностью к расовым, национальным и культурным различиям между людьми. Поколение Z в меньшей степени, чем любое другое, склонно делить людей на «своих и чужих» по какому-то одному признаку. Это когда-то принадлежность к той или иной субкультуре (рок, панк, гот и т.д.) предопределяла стиль поведения, жизни, одежды. Ныне на место субкультур приходят наборы интересов, зачастую разнообразных и мало связанных друг с другом.
Сферы интересов одного и того же человека могут быть очень разнообразными вплоть до того, что в ФБ и ВК это будут две разные личности. Хотя бы потому, что в ВК удобнее пользоваться обучающим контентом, в ФБ – вести дискуссии на острые социальные темы, в Instagram – следить за жизнью селебритиз, а в Youtube – презентовать свое музыкальное творчество.
К слову, целенаправленный выбор цифровой платформы, наиболее полно отвечающей поставленной задаче, – тоже отличительная черта поколения Z. То, чему учили маркетологов из поколения Х и Y на специальных курсах и мастер-классах, является само собой разумеющимся для цифрового поколения Z.
Такой глобализм и мультикультурность вызвали к жизни новый Z-тренд: звездность кажется доступной, если только захотеть и приложить усилия, истории успеха перестали восприниматься как нечто невероятное. Поэтому многие даже очень юные не достигшие совершеннолетия представители поколения Z уже начинают выстраивать личный бренд, ведут собственные тематические Youtube- и Instagram-каналы.
Конечно, более 90% таких каналов вызывают минимум интереса и имеют минимум подписчиков, однако никогда неизвестно, что «выстрелит» в следующий момент. Вместо субкультур и деления культуры на высокую и массовую обрела актуальность так называемая «культура момента».
Для поколения Z культура момента имеет намного большее значение, чем любая другая. Мир меняется настолько стремительно, что казавшееся важным сегодня может быть легко забыто через пару-тройку месяцев. Топовый музыкант через год или два может уступить свою аудиторию другому исполнителю, который станет любимым и востребованным у аудитории и займет места во всех топах.
Данный тренд также имеет большое значение для развития как потребительского рынка, так и всего информационного пространства. Ведущим брендам в рамках маркетинговой стратегии более нет смысла заключать долгосрочные контракты с так называемыми звездами, если товар бренда ориентирован на поколение Z.
Гораздо выгоднее привлечь к сотрудничеству персону, популярную «здесь и сейчас», причем не обязательно в традиционном информационном пространстве в виде телевидения, радио, модных журналов. Если персона собирает подписчиков в Youtube и Instagram, она соберет аудиторию и в офлайне.
Примером могут служить многочисленные молодые певцы, которых никогда не пустят на телевидение из-за их, скажем так, специфичного контента, однако очереди на вход в ночной клуб, где планируется их выступление, растягиваются на 200-300 метров, и это далеко не предел. Такая ситуация тоже может быть не навсегда, т.к. предпочтения Z-аудитории могут меняться очень быстро. Однако если компании и бренды научатся жить в их темпе и ритме, они смогут выжить и процветать еще долгие годы.
Еще раз напомним, что поколение Z – уже сейчас активные покупатели, невзирая на юный возраст. По данным Сбербанка, банковскими картами владеет 40% подростков от 14 до 17 лет, причем с июля 2017 по июль 2018 года они потратили более 110 миллиардов рублей.
Мы изначально презентовали нашу статью как предназначенную для тех, кому придется общаться с поколением Z. Ввиду того, что отличия от прежних поколений весьма ощутимы, встает вопрос, как общаться – на работе, дома в быту так, чтобы сохранить ментальное здоровье, свое и окружающих.
Правила общения с поколением Z:
Желаю вам удачи во всех делах, взаимопонимания в семье и на работе!