TW Company
Как использовать эмоции в работе

Как использовать эмоции в работе

TW company дает право использовать материалы контента наших статей или делиться с ними друзьями, указывая активную ссылку на источник - https://twcompany.ru/blog.
А если Вам хотелось бы поделиться своими мыслями или увидеть статью на определенную тему, то мы с удовольствием примем предложения по e-mail: go@twcompany.ru

Мы не роботы, и иногда эмоции мешают работе. Расскажу ‒ что такое эмоциональный интеллект и как сохранить продуктивность, когда хочется прыгать или рыдать в три ручья.

Руководителю любого уровня необходим развитый EQ ‒ эмоциональный интеллект.


Без эмпатии невозможно создать эффективную команду ‒ это аксиома, с которой давно никто не спорит: например, каждый пятый участник опроса назвал развитый EQ самым востребованным навыком менеджера.


А вот нужен ли эмоциональный интеллект рядовому сотруднику ‒ разработчику или бухгалтеру и как сохранить эффективность, когда эмоции захлёстывают, ‒ рассказываем.


Что такое эмоциональный интеллект и зачем его развивать

Эмоциональный интеллект ‒ это умение распознавать своё и чужое эмоциональное состояние, а также управлять эмоциями. Можно сказать, что это душевная чуткость и способность встать на позицию другого человека.


Понятно, зачем развитый EQ менеджеру ‒ руководитель должен уметь вдохновлять, мотивировать, поддерживать сотрудников, формировать и развивать команду. Эмоциональный интеллект необходим и тем сотрудникам, которые контактируют с клиентами или партнёрами компании.


Но зачем эмпатия, например, разработчику Васе или бухгалтеру Алёне? Они работают с фактами, для эффективной работы им нужен аналитический склад ума, а не способность распознавать эмоции.

Однако в реальности эмоциональный интеллект нужен и Васе, и Алёне ‒ хотя бы для управления собственными чувствами.


Вот какие навыки входят в эмоциональный интеллект:

  • Умение слушать, слышать и взаимодействовать с людьми
  • Способность понимать настроение собеседника
  • Осознание собственных эмоций: умение понять, что именно ты чувствуешь
  • Умение управлять своими эмоциями

Если у тебя не развиты первые два навыка, тебе трудно общаться с коллегами и знакомыми, многим кажешься «странным». Эти навыки нужны для жизни в обществе, для гармонии в личных отношениях.А вот умение распознавать собственные эмоции и не позволять им влиять на тебя пригодится и в работе.


Чтобы научиться «слышать» себя, психологи советуют чаще анализировать своё эмоциональное состояние и даже вести «дневник эмоций» ‒ каждый день записывать, что произошло и что ты при этом почувствовал. Звучит странно, это правда, но приём работает: постепенно действительно начинаешь понимать, что испытывал в моменте ‒ раздражение или злость, тревогу или страх.

А ещё понимание своих эмоций ‒ ключ к подлинной эмпатии.


Как использовать эмоции в работе

Принято считать, что эмоции в работе только мешают. Действительно, очень трудно сосредоточиться на задаче, когда хочется прыгать от радости, или то и дело льются слёзы, или душит злость, или дрожат руки от страха.

Ты не можешь оставить чувства у входной двери офиса, как уличную обувь, но можешь приспособиться: подобрать подходящие задачи.


Радость


_qoL7bS8-df1SdWMymOa5sRlUkyEL0hirA0gkqXAHGPdbw7RChbe8Xf6MmpHFExDJ4nCvcVFrIBflZ7hViGAegrg.jpg


Радость мешает сосредоточиться на монотонной работе, но идеальна для генерирования новых идей.

Если ты счастлив ‒ переключайся на творческие задачи или планирование. Радость включает жажду действий и заряжает оптимизмом: в этом состоянии ты построишь смелую стратегию или распишешь себе задачи на месяц вперёд.


Радость или просто весёлое настроение ‒ необходимое условие для успешного брейншторминга, или мозгового штурма. В начале встречи надо позаботиться о позитивном настрое всех членов группы: рассказать хорошую новость, смешной случай или хотя бы анекдот.


Радость поможет генерировать идеи и снимет психологические барьеры команды.

Но если предстоит задача, которая требует максимальной сосредоточенности, ‒ лучше отложи её до тех пор, пока радость уляжется.


Грусть


PYilzi9JsSukonem2R8Os-UgIjyWjC6McHQRVpZpTrumsdIbDY35awDqRTcj_ucVxP46iJ3uG_lWxpCQtfRa_6B_.jpg


Если тебе грустно ‒ займись аналитической работой. В состоянии печали не стоит заниматься планированием или обдумыванием перспектив ‒ увидишь только препятствия и помехи.


А вот искать ошибки, перепроверять данные или проводить аудит грусть не помешает ‒ наоборот, увеличит внимательность и поможет сосредоточиться.


Отчёты, критические обзоры, аналитика, заполнение таблиц, любая монотонная работа ‒ подходящие задачи для «печального дня».


Злость


K8JVaSLEU_UOqzh4N0CYbJpWgwhoYSFDld9EnC2hm1JyxpXfZYLAS-W8p2l5taubq5Pj93-fixZuu7v9Sv5QoI2h.jpg


Испытываешь гнев ‒ не выходи к клиентам, пока не сможешь нейтрализовать эмоции. Контактировать с людьми в таком состоянии просто нельзя.


Зато, если ты с утра на взводе, можно браться за самую сложную задачу. Злость заряжает энергией: важно перевести её в рабочее русло.

Гнев поможет справиться с любой работой, требующей усилий, но вот рутинные задачи лучше пока отложить.


Страх


nk5H8bqU0s9dsG0CH2x1Ek7ueKTj7bAGlKcz5fkCRW3mPADLdafwMz2PmnOleJhwwzWJm3nElzvKFG-MD9j214II.jpg


Испытываешь страх ‒ займись просчётом рисков. Подумай, что может пойти не так в проекте, и прими профилактические меры.


Страх и тревога помогают увидеть скрытые угрозы, недочёты и слабые места проекта. А если хочешь быстрее успокоиться ‒ поможет рутинная, хорошо знакомая работа, не требующая напряжения.


Помни ‒ страх, грусть и злость всё-таки негативные эмоции и могут привести к длительному стрессу. Как бы продуктивно ты не поработал сегодня ‒ вечером сделай всё, чтобы прийти в норму: погуляй, пообщайся с семьёй или друзьями, займись спортом или хобби.

Закончи день медитацией и записями в дневнике.