TW company дает право использовать материалы контента наших статей или делиться с ними
друзьями, указывая активную ссылку на источник - https://twcompany.ru/blog.
А если
Вам хотелось бы поделиться своими мыслями или увидеть статью на определенную тему, то мы с удовольствием
примем предложения по e-mail: go@twcompany.ru
16.06.22
Просмотреть все статьи рубрикиПоделиться:
Прежде, чем я перейду к рассмотрению обязательных для успеха в IT-сфере soft skills, поясним, что это такое.
Для успеха в любой профессии нужно два типа навыков: hard skills и soft skills. Под hard skills понимаются собственно профессиональные навыки и компетенции: написание программного кода для программистов, знания UX и UI для дизайнера интерфейсов и так далее. Под soft skills подразумеваются универсальные навыки вроде коммуникаций с людьми, эмоционального интеллекта, умения работать в команде и других.
Еще одна разница между hard и soft skills, на которой акцентируют внимание эксперты, – это возможность или невозможность сертификации навыка, его исчисления в количественных единицах. Так, подтвердить квалификацию программиста можно, предъявив диплом факультета программирования или свидетельство об окончании курсов по изучению какого-либо языка программирования с указанием количества часов, потраченных на изучение. Однако вам нигде не дадут справку, что вы открытый и коммуникабельный человек, в то время как это тоже весьма ценные для профессиональной карьеры качества. Вот такие не вполне сертифицируемые качества и относятся к области soft skills.
Зачем айтишнику soft skills? Такой вопрос вполне может возникнуть у людей, доселе пребывающих в иллюзии, будто айтишники – это замкнутые нелюдимые одиночки, целыми днями сидящие «в компьютере» и что-то там делающие. Или вот так: самодостаточные независимые интроверты, создающие цифровые шедевры будущего, которые перевернут мир.
Таковые, конечно, встречаются, но обычно в реальности все прозаичнее: айтишнику нужно что-то кушать, поэтому за шедевр должен кто-то платить. Так что коммуницировать придется или непосредственно с заказчиком, или с менеджером проекта, ставящим задачи по выполнению заказа. А также планировать свое время, вписываться в сроки и вносить коррективы в уже сделанную работу, по возможности не нервничая. Итак, какие же soft skills нужны айтишнику?
Soft skills потому и называют «мягкими навыками», что они требуются всем и везде. Поэтому список будет изрядно похож на десятки других списков для разных сфер деятельности. Но, если, к примеру, для рабочего конвейерного производства весь тайм-менеджмент предопределяется скоростью движения конвейерной ленты, то для IT-компаний это ключевой навык даже на уровне рядового исполнителя. Поэтому выделим именно те soft skills, без которых в IT-отрасли, вообще, нечего делать.
Ключевые soft skills для IT-сферы:
Разумеется, каждый из этих навыков востребован в разной степени в зависимости от того, чем конкретно занят сотрудник IT-компании. Понятно, что менеджеру, который общается с клиентами, навыки коммуникаций нужны в большей степени, чем веб-дизайнеру, имеющему дело только со своим непосредственным начальником. Однако, так или иначе, все эти навыки нужны каждому. И пусть вас не удивляет настольный теннис, попавший в этот список. Об этом поговорим чуть позже.
Начнем с самого главного – с умения распределять свое время и прочие ресурсы во времени для выполнения поставленной задачи точно в срок. Навык одинаково важен для начальника и исполнителя, дизайнера и программиста, тестировщика и системного администратора, в офисе и на «удаленке».
Тайм-менеджмент – это наука не только про время, пунктуальность и обязательность. Тайм-менеджмент – это умение расставлять приоритеты, рассчитывать силы, разбивать большие задачи на более мелкие, планировать пошаговые действия.
Мозг изначально страшится браться за большие проекты, кои превалируют в IT-сфере, поэтому важно научиться структурировать любые свои задания и планировать ресурсы под их выполнение. Только так удастся не только сдавать проекты в срок, но и сохранить жизненные силы, не чувствовать себя выжатым, находить возможности для саморазвития.
Подробнее можно почитать в книге Глеба Архангельского «Тайм-драйв.Как успевать жить и работать». Это наиболее адекватное русскоязычное пособие, экономящее, кстати, ваше время на освоение секретов тайм-менеджмента.
Умение работать в команде – еще один важный софт-скилл из списка успешного айтишника. Конечно, сидящие в офисе сотрудники ощущают командный дух намного острее, нежели работающие удаленно, но без командной работы в IT-сфере сегодня никак.
Любой программный продукт – сайт, мобильное приложение, crm-система – это всегда результат командной работы программиста, дизайнера, верстальщика, копирайтера. А часто еще и фотографа (для интернет-магазина), интервьюера (для наполнения статьями отраслевых узкоспециальных ресурсов) и других людей. Конечно, между участниками процесса должна быть налажена координация и взаимопонимание, чего без навыка командной работы добиться невозможно.
И даже когда вы работаете удаленно, и вашу работу координирует менеджер проекта – вы все равно работаете в команде. Два человека – уже команда, и вы должны уметь сотрудничать и, как минимум, не подводить друг друга.
Коммуникативные навыки – это целый набор умений, предопределяющих успешный переговорный процесс и взаимодействие. Они важны для устного и письменного общения, продаж и взаимодействия внутри команды, презентации идеи начальству и собеседовании при приеме на работу.
Что входит в навыки коммуникаций:
Про вежливую настойчивость стоит, пожалуй, поговорить подробнее. Далеко не всегда переговорный процесс идет по плану. Клиент может начать сомневаться в адекватности сроков и расценок, начальник – в жизнеспособности вашей идеи, рекрутер – в вашей компетентности. Тут важно получить обратную связь и выяснить причины сомнений и, если возможно, развеять их сразу либо взять тайм-аут на уточнение недостающих деталей.
Заметим, что ассертивность напрямую взаимосвязана с умением фиксировать результаты. Это залог успешных переговоров и того, что вы не впустую провели совещание, презентацию, потратили время на переписку. Важно настоять в вежливой форме на обратной связи, уточнить, все ли было понятно, что мешает принять решение сейчас и другие нюансы. Тогда следующий этап переговоров можно начать с той точки, на которой вы зафиксировали договоренности, ответить на ранее заданные вопросы, уточнить недостающие нюансы.
Для того чтобы добиваться своего, не задевая собеседника, и, в целом, коммуницировать эффективно, нужно уметь считывать реакцию своего визави и давать адекватный отклик. Для этого нужен развитый эмоциональный интеллект. А это уже особый талант или, если хотите, soft skill.
Эмоциональный интеллект имеет две одинаково важные составляющие: умение контролировать свои эмоции и умение понимать эмоции других людей. Эмоциональный интеллект помогает быстро распознавать недовольство или сомнения собеседника, желания и ожидания других людей и моментально адаптировать свои действия и эмоции под сложившиеся обстоятельства.
Нужно ли говорить, что оперативно понятые и снятые возражения помогут быстрее завершить сделку и подписать договор?! Вовремя распознанное недовольство позволит принять меры и не дать развиться конфликту внутри команды. А взятое под контроль раздражение из-за непонятливости начальника или заказчика поможет не только сохранить за собой проект, но и рабочее место.
В отличие от навыков тайм-менеджмента или умения излагать свои мысли,эмоциональный интеллект сложно разложить на отдельные сегменты и действия, а потом проверить правильность их выполнения. Тут много интуитивного и неопределенного, а такие категории, как чувствительность, выдержанность, тактичность и отзывчивость, имеют множество определений философов и психологов.
В то же время, большинство из нас достаточно быстро относит людей к категории тактичных, отзывчивых, выдержанных или же обладающих данными качествами не в полной мере. Хорошая новость состоит в том, что эмоциональный интеллект можно развивать, добиваясь все более наглядных и весомых результатов в процессе его использования.
Возможно, кто-то уже хочет добавить, что эмоциональный интеллект более важен на руководящей должности, чем для простого исполнителя. Тут нужна небольшая поправочка: люди, обладающие развитым эмоциональным интеллектом, пробиваются на руководящие должности чаще, чем не обладающие таковым.
Можно быть сколь угодно понятливым и отзывчивым, но, если вы постоянно забываете, как зовут собеседника, или не помните, о чем вы договорились на прошлой неделе, вам мало что поможет. Это относится ко всем без исключения: менеджерам по продажам, разработчикам, дизайнерам, начальникам, подчиненным.
Возможно, для менеджера память и концентрация внимания в ходе личных контактов чуть важнее, т.к. им приходится общаться с большим количеством людей. Зато программистам важно сохранять концентрацию внимания при написании кода, т.к. одна не там поставленная точка может сделать неработоспособной всю программу.
Как и многое другое, память и внимание можно развивать. Есть весьма действенные упражнения на концентрацию внимания , регулярно выполняя которые вы быстро обнаружите, что вам стало легче запоминать новую информацию, да и в своей повседневной работе вы допускаете все меньше неточностей.
IT-технологии – одна из тех сфер деятельности, которая привлекает людей креативных, умеющих нестандартно мыслить и находить новые решения. Есть и вторая сторона медали: если с креативом совсем плохо, и человек умеет только действовать по инструкции, последовательно выполняя действия, как за конвейером, то в IT-сфере ему будет сложно.
Креатив нужен везде, от этапа планирования и разработки интернет-ресурса до продвижения сайта и организации онлайн-продаж. А уж при создании принципиально новых проектов – и подавно! Каждую минуту, каждую секунду во Всемирной сети ведется борьба за внимание клиента, и креатив – важная составляющая успеха в этой борьбе. Особенно, если речь об IT-продуктах в какой-то высококонкурентной нише.
Развитие креативности осложнено тем, что до сих пор нет однозначного четкого определения, что же это такое.
Проактивность – еще один термин, не имеющий единого на все случаи жизни определения. Предлагаемые трактовки напоминают симбиоз таких качеств, как активность, осознанность, инициативность и ответственность. Проще говоря, важно не плыть по течению, а предвидеть тренды. В идеале – опережать тренды и самим задавать новые тенденции. Это и есть проактивность в интересующем нас контексте.
Конечно, задавать тренды в IT-индустрии – это компетенция топ-менеджмента, с одной стороны, и отчаянных гениев, с другой. Однако вовремя распознавать тенденции, касающиеся своего направления деятельности – сео-оптимизации, веб-дизайна, защиты данных, прочего – должен уметь каждый айтишник. Хотя бы для того, чтобы не остаться без работы в какой-то неблагоприятный момент.
Мы все в курсе, что IT-специальности сами по себе достаточно сложны. Они требуют для освоения интеллектуальных способностей выше среднего. Но еще в большей степени они требуют настойчивости и умения не бросать начатое на полпути. Если настойчивость не ваше лучшее качество, то велика вероятность, что в какой-то момент вас начнет мутить от всех этих javaScript, HTML, PHP, и захочется бросить все и пойти продавцом в ближайший супермаркет.
Если вы уже получили IT-профессию, то целеустремленность и умение доводить начатое до конца вам понадобятся еще больше. К техническим нюансам добавится человеческий фактор, непонятное ТЗ, дедлайн и прочие раздражающие факторы, заставляющие завидовать всем, кто выбрал работу, не взрывающую мозг. А если вы не завершите проект вовремя, то можете остаться без оплаты и без работы.
Это не просто модный термин. Это должно стать вашим вторым «Я», если вы хотите чего-то достичь в IT-сфере. Образ айтишника, который всегда пребывает на своей волне и далек от мирских забот, создали люди, не вполне понимающие суть цифровых технологий. Любой цифровой продукт создается для людей: ваших клиентов, клиентов ваших клиентов, зрителей, пользователей и так далее.
Если вы не будете понимать, чего хочет ваш клиент, вы вряд ли создадите продукт, который его удовлетворит и заставит стать щедрым заказчиком. И, да, это относится не только к топ-менеджерам, напрямую беседующим с заказчиками. Рядовой исполнитель должен понять заказчика через техзадание, даже если оно не всегда внятное и требует уточнений. Значит, уточняйте, но понимайте и, главное, делайте!
И, наконец, умение играть в настольный теннис. Дело хорошее, но причем тут IT-сфера? А притом что практически в каждой крупной IT-компании оборудована зона отдыха с возможностью слегка размяться после сидячей работы. И почти всегда там стоит стол для настольного тенниса. И, как вы понимаете, пришедшие работать в компанию чуть раньше, чем вы, уже научились играть, даже если раньше не умели совсем. Поэтому самое время начать осваивать настольный теннис, чтобы потом блеснуть своими умениями и составить компанию своим новым коллегам!
Вот такие soft skills наиболее востребованы в IT-сфере. Многие из этих навыков можно наработать самостоятельно.
Возможно, кто-то особо наблюдательный посчитает обзор неполным. Действительно, а как же логическое мышление, навыки публичных выступлений, знание английского языка?
Отвечаем: логическое мышление и знание английского языка в IT-индустрии давно перекочевали в разряд hard skills, потому что без них вы просто не сможете освоить профессию. Навыки публичных выступлений остро необходимы для спикеров IT-конференций и любых других мероприятий с большой зрительской аудиторией, а для начала можно ограничиться развитием коммуникативных скиллов, которые вполне достаточны для успешных переговоров и коротких презентаций для партнеров проекта.
Итак, с базовыми мягкими навыками для IT-отрасли вы уже познакомились. Поэтому совершенствуйте hard skills, развивайте soft skills и поддерживайте гармонию между этими важнейшими составляющими профессионализма. И тогда очень скоро вы, действительно, станете востребованным специалистом по вашей IT-специальности. Чего вам искренне и желаю!