TW company дает право использовать материалы контента наших статей или делиться с ними
друзьями, указывая активную ссылку на источник - https://twcompany.ru/blog.
А если
Вам хотелось бы поделиться своими мыслями или увидеть статью на определенную тему, то мы с удовольствием
примем предложения по e-mail: go@twcompany.ru
16.06.22
Просмотреть все статьи рубрикиПоделиться:
Представьте ситуацию: вы в ресторане и ваш собеседник начинает задыхаться, в вашей голове всплывает картинка из фильмов, и вы спешите на помощь с приемом Геймлиха.
Все заканчивается удачно: собеседник спасен, а вы теперь – герой. Вот бы всегда в реальной жизни можно было использовать подсмотренное в фильмах – тогда эффективное решение трудных задач приходило бы в голову намного быстрее…
Но ведь это и есть насмотренность! Конечно, мы не всегда с легкостью можем повторить то, что видели пару раз на экране, но при должной тренировке и грамотном анализе такую «суперспособность» можно приобрести.
Если коротко, насмотренность – это комплекс визуального опыта человека. Данное явление еще не было подробно описано и изучено, т.к. оно только сравнительно недавно было отмечено в профессиональной среде. Однако сейчас без его упоминания нельзя представить ни одну подборку советов для людей, работающих с визуалом. Одни эксперты говорят, что это навык, другие же сравнивают насмотренность с приобретенным чувством вкуса, эстетики.
Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony и создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, определил два базовых действия, влияющих на развитие ребенка до 5 лет, – общение с родителями и впечатления.
Дети вырастают и становятся взрослыми, а способ развития не меняется – копирование остается. Просто мы делаем это уже не столь активно. Но смотрим по сторонам и привносим увиденное в свою жизнь.
Принято считать, что насмотренность – это навык для создателей визуального контента: стилистов, дизайнеров, фотографов, на крайний случай – сторимейкеров и копирайтеров. Но на самом деле можно смело сказать, что насмотренность может быть применима в бытовой жизни любого человека (например, какой образ подобрать на новый сезон или как оформить кухню).
А если посмотреть на понятие шире, можно предположить, что насмотренность может быть применена и в любой профессии, от инженера до организатора мероприятий [М. Ваганов, 2021].
Думаем, вы заметили схожесть слова с начитанностью (именно по аналогии с ним оно и было создано, правда его еще нет в официальных словарях). В целом можно сказать, что человек, видевший в жизни много качественного визуального контента, обладает высокой насмотренностью. Но, как и с книгами, недостаточно только увидеть что-то – важно это еще и понять.
Насмотренность – это не только визуальный, но и аналитический опыт. Т.е. человек учится на примерах применять цветовые, типографские и иные решения и тогда обретает «визуальную грамотность».
Если мы говорим, что данный навык попадает в топ советов для людей, работающих с визуальным содержанием, то в первую очередь приводим аргументы для них:
«Еще, чтобы хорошо работать с цветом, не заглядывая в шпаргалки, чувствовать, что с чем сочетается. Глядя на картину, ты должен не просто погружаться во впечатления «нравится-не нравится», а автоматом разбивать изображение на оттенки. Что рядом с чем стоит, какой дает эффект: красиво или некрасиво, ярко или не ярко. Что произойдет, если этот оттенок убрать, как будет работать соседний… Насмотренность надо тренировать, так наши глаза и мозг учатся по-новому видеть. Если их не учить, можно окончить миллион курсов, сходить на миллион тренингов и живых мастер-классов, но ничему не научиться», – советует Зоя Ти, эксперт в области психологии цветовосприятия .
Если же говорить о насмотренности не только для фотографов и дизайнеров, то мы тоже можем перечислить немало преимуществ:
Итак, мы видим, что насмотренность – вполне себе полезный навык. Однако критики он тоже не лишен. Некоторые специалисты уверены, что насмотренные люди не смогут создать инновации, т.к. основываются только на чужом опыте. Другие говорят, что насмотренность мешает выработать собственный уникальный стиль и генерирует эффект «инкубатора».
А еще иногда прослеживается субъективное мнение, что с развитием данного навыка люди превращаются в снобов. Появление токсичности в людях мы точно аргументировать не сможем, но удивить насмотренных людей однозначно будет достаточно сложно.
Все же преимуществ у данного навыка намного больше, чем недостатков, поэтому приступим к его прокачке. С чего же стоит начать, особенно если вы никак не связаны с визуальными профессиями?
Первое, что стоит принять во внимание, – для этого нет необходимости самому уметь рисовать или фотографировать. Это будет хорошим бонусом для аналитической части, но для развития вкуса можно тренироваться и без таких навыков.
Такой же принцип работает и в других сферах. Например, вы можете сказать, какое приложение хорошее, а какое нужно доработать, но вы можете сделать этот вывод благодаря пробе большого количества приложений, а не навыкам их создания.
Поэтому смело беритесь за дело, отбросив все сомнения:
Первым логичным шагом станет «охота» на референсы и источники вдохновения. Необходимо собрать первичный список подходящих сайтов, аккаунтов в социальных сетях, локаций в городе, которые могут вам помочь. Можно начать с тех, которые понятны и нравятся вам, а затем постепенно расширять круг. Стоит не только поверхностно пробежаться по пунктам, но и систематически заглядывать за обновлениями.
Важно отметить, что на этом шаге также пригодятся посещение музеев, выставок или вылазки на природу. И даже фильмы и видеоигры смогут помочь вам. Чем больше вы сможете увидеть того, что оставит внутри вас яркое впечатление, тем проще будет развивать в себе чувство прекрасного.
«Тренировка» может проходить в строго отведенное время, а может и быть частью вашего обычного дня. Рабочими будут обе стратегии, главное – не забывать про следующие шаги.
Важная часть сбора примеров – это создание собственной системы их хранения. Обычный просмотр даст только половину успеха, и все увиденное необходимо сохранить не только в памяти, но и на мудбордах или в папках по категориям. Иначе фраза «Я где-то видел подходящее» станет вашим вечным спутником.
«Цвета», «хочется повторить», «необычное решение», «вдохновляет», «подойдет для проекта» – вот примеры категорий, по которым можно сделать сортировку. Отталкиваться, конечно, стоит от дальнейшего применения увиденного. А если вы работаете над навыком для общего развития, можно сохранять не сами примеры, а, например, только впечатления о них и свои краткие выводы.
И вот он – главный шаг для тренировки насмотренности. Обращаем ваше внимание, что проанализировать – это не только решить, что что-то из предложенного хорошо, а другое – плохо. Если вы можете посмотреть на дизайн и понять, почему он работает (или не работает), вы будете гораздо лучше подготовлены для внедрения новых идей в свою работу.
Находить важные мелочи, разбирать на детали, искать необходимые изменения и делать выводы – такая работа должна быть проделана с каждым примером. Не важно, хорошим или плохим – каждый из них будет полезен только после тщательного разбора.
Каждый день можно брать пару референсов и разбирать по составляющим:
Одним из показателей достоинств того или иного примера должно стать мнение целевой аудитории, а не только специалистов и самих авторов. Интересное решение было найдено в студии Артемия Лебедева – своего рода «Тиндер» для дизайнеров, но основанный на опросе обычных людей. Знакомство с мнением других людей немаловажно при анализе примеров.
Казалось бы, всего три шага, но они требуют постоянной работы всего цикла без остановок и пропусков, иначе снова можно вернуться на нулевую точку, и тогда все придется начинать заново. К сожалению, насмотренность – это не езда на велосипеде, здесь нужна постоянная практика.
Помимо того, что есть закрепленные шаги по тренировке насмотренности, существует также ряд советов, которые могут продвинуть вас в развитии вкуса в рамках любой сферы. Выбирайте несколько или пробуйте все – даже реализуемые одновременно они не будут вас дополнительно обременять или противоречить друг другу:
Мы не всегда можем позволить себе найти что-то новое из-за отсутствия времени или возможности, а задача такая перед нами стоит. Тогда нужно учиться находить удивительное в повседневном. Вы могли никогда не обращать на это внимания или же не смотрели на этот объект с профессиональный точки зрения.
Вы можете просто оглянуться вокруг и найти предмет для анализа. Или же вы можете создать специальный «поисковик»: вырежьте прямоугольник из плотного листа бумаги или картона и смотрите через него, чтобы исследовать знакомое: свой дом, предметы быта, одежду; или возьмите его на улицу – на прогулку, в торговый центр, куда угодно. «Поисковик» позволяет изучать цвета, формы, материалы, структуры и крошечные маленькие секреты вещей вокруг нас. Главное – не забывать анализировать их .
Вы правы, выше мы говорили, что самим уметь делать то, в чем мы развиваем насмотренность, необязательно. Но согласитесь, что справляться со стадией анализа будет намного проще, если вы представляете, как изучаемый объект выполняется. Даже если у вас категорически не выходит делать это самостоятельно (или у вас неподходящие условия), вы можете посмотреть обучающие видео или изучить книги по теме, чтобы иметь хотя бы теоретическое представление о процессе. Это уже будет хорошим подспорьем для развития навыка.
Помните про развитие снобистских взглядов у насмотренных людей? Так вот, важное правило для вас: чтобы не попасть в категорию токсичных людей, учитесь, наблюдая за работой людей с большим опытом, чем ваш . Чтобы постоянно развиваться, нужно всегда искать более продвинутых учителей, чтобы подсматривать за их работой и получать обратную связь о своих результатах.
С каждым новым уровнем навыка это делать будет все сложнее, но если предмет разделить на мелкие составляющие, то учителей можно искать под каждую из них. И не забывайте, что с вас тоже могут начать копировать.
Ищите вдохновение за пределами своей ниши . Дело в том, что безусловно важно наблюдать за примерами в рамках своей сферы, но мы знаем много историй, когда деревья становились прообразами для домов, а цветы – для платьев.
Чем шире наш кругозор, тем выше вероятность поймать творческую искру и найти гениальное решение. Выглядывайте из-за своего «забора»; порой отвлечься – лучший вариант для выхода на новый уровень.
Если мы говорим о хорошем чувстве вкуса, то все наше окружение должно быть вдохновляющим. Именно поэтому фрилансеры идут в модные кафе, а дома делают ремонт и избавляются от разноцветных баночек на кухне. Однозначно, это создание искусственных условий, без них тоже можно справиться.
Но окружение (как предметы, так и люди) может работать на вас и подталкивать к творческим свершениям, а для этого оно, как минимум, не должно отвлекать внимание. Или же само по себе должно быть хорошим эстетическим примером. Тогда результат будет достигнуть благодаря, а не вопреки.
Не легче ли без подобных заморочек искать референсы под конкретный запрос и решать каждую задачу отдельно? Конечно, легче! Но не эффективнее. Хороший результат однозначно появится только после практики, но и опыт из того, что он видел или пробовал на себе, продвинет специалиста к успеху. И он будет достигнут не только благодаря скорости выполнения задачи. Все перечисленные шаги – это важная подготовка, без которой работа будет выполнена посредственно.
Все же наше время – время визуальных образов и быстрых решений . Чтобы начать создавать свое уникальное и неповторимое и стать признанным творцом, необходимо заявить о себе на общепринятом уровне. Глобализация сделала свое дело – по всему миру ходит одинаковая мода, а тренды меняются с невообразимой скоростью. Если не находиться этом мире и не считаться с его предложениями, то перейти в разряд хороших специалистов будет крайне сложно.
И не забывайте, что насмотренность пригодится и рядовому человеку, чтобы не потеряться в современном мире и иметь более полное представление о нем. Ищите, храните и анализируйте. Широкий кругозор всегда будет в моде!